Что такое Zbrush и для чего он нужен
Программа ZBrush от компании Pixologic – это мощный профессиональный инструмент для создания и редактирования трехмерной графики. Для того, чтобы лучше подготовить новичков к работе в приложении, мы подготовили обзор программы ZBrush. В первую очередь программа направлена на работу с так называемой «цифровой глиной», из которой можно буквально вылепливать объекты при помощи разнообразных инструментов. Аналогов такому подходу практически нет в других пакетах для 3D моделирования, хотя некоторые приложения (к примеру, Maya) предлагают специальные инструменты для скульптинга.
Такая цифровая лепка идеальна для создания людей, животных, и вообще всего органического. Тем не менее, ZBrush может использоваться для твердотельного 3D моделирования и оснащен для этого специальными инструментами. Огромный набор специальных кистей направлен на достижение максимальной реалистичности при создании 3D моделей, а инструменты наложения текстур и визуализации дополняют функционал программы.
3D модели, созданные в этой программе, востребованы в первую очередь в кино- и игровой индустрии, где чрезвычайно важны детализация и реалистичность. С ее помощью создавались персонажи и атрибуты многих знаменитых компьютерных игр и фильмов, в том числе анимационных.
Краткий обзор программы ZBrush
Наш обзор программы ZBrush затронет лишь основные функции приложения. Не вдаваясь в подробности, мы поверхностно расскажем о самых важных и интересных особенностях программы, отличающих ее от остальных трехмерных редакторов. Итак, чем интересен ZBrush? Он существенно отличается от остальных программ для 3D моделирования, ведь помимо традиционной работы с трехмерной графикой, здесь используется так называемая псевдотрехмерность, или 2,5D. За счет этой уникальной особенности ZBrush практически не использует возможности видеокарты, что существенно влияет на скорость работы.
Вместо этого основным ресурсом для приложения является оперативная память компьютера, недостаток которой может сказываться на производительности. Впрочем, ЗБраш – очень лояльный пакет, который позволяет создавать модели с миллионами полигонов даже на относительно слабых машинах. Как раз возможность высокополигонального моделирования интересна в программе в первую очередь. Все в ней направлено на удобную и качественную работу со сложными объектами без ущерба производительности. Как бонус – удобная интеграция с другими пакетами 3D и 2D графики.
Способы 3D моделирования в ZBrush
Как было сказано выше, в ZBrush пользователь работает с цифровой глиной. Весь этот процесс носит название «скульптинг», по понятным причинам. Программа оснащена множеством удобных функций и инструментов для скульптинга, большинство из которых представлены в виде так называемых кистей. С их помощью художник деформирует поверхность модели по своему усмотрению, формируя желаемый объект.
Такой подход оптимален для органики, но также неплохо подходит для твердотельного (Hard Surface) моделирования. Помимо скульптинга программа предлагает возможность обыкновенного 3D моделирования при помощи специального инструмента ZModeler. Он представляет собой особую кисть, способную выполнять разнообразные функции, которые мы привыкли видеть, скажем, в 3DsMax, Maya или Blender.
ZBrush – это очень гибкий пакет 3D графики, который можно настроить согласно своим собственным предпочтениям. Интерфейс программы полностью программируем, настроить можно все, вплоть до размера шрифта. Наряду с такой гибкостью, в программе нет единого алгоритма построения моделей. ZBrush – это совершенно творческое приложение, в котором можно работать так, как душе угодно. В нем вы не работаете с полигональной сеткой напрямую, а взаимодействуете на нее косвенно. Именно этим программа и привлекает 3D-художников со всего мира.
Теперь, когда вы узнали о назначении и особенностях ZBrush, пришло время рассказать о его возможностях.
Полезные инструменты и возможности ZBrush
Как было сказано выше, программа подходит как для создания органических элементов, так и для твердотельного моделирования. Чаще всего построение моделей происходит на основе примитивов – базовых фигур (цилиндров, сфер и т.д.).
Воздействовать на такие примитивы можно при помощи кистей. В стандартной версии ZBrush содержится базовый набор кистей, которого вполне хватает для большинства задач.
Давайте рассмотрим самые интересные инструменты программы:
- DynaMesh. Выравнивает сетку полигонов, устраняя неровности, полученные в результате деформации модели. Значительно упрощает работу со сложными 3D объектами;
- FiberMesh. Инструмент для создания волос, шерсти, травы и т.д. Предоставляет огромную свободу в моделировании, позволяет «причесывать» получившуюся растительность и управлять ней как угодно;
- Projecting. Позволяет перенести детализацию с высокополигональной модели на низкополигональную;
- NanoMesh. Удобный способ добавления множества небольших деталей на 3D модель, преимущественно с жесткой поверхностью. Предоставляет возможность масштабировать, вращать, распределять и управлять миниатюрными объектами на поверхности модели;
- PolyPaint. С его помощью вы можете раскрашивать 3D модель прямо в программе (не путать с наложением текстуры);
- А эта опция уже позволяет спроецировать на поверхность модели выбранную текстуру;
- ZModeler. Особая кисть для 3D моделирования, аналогов которой нет ни в одной программе. Предоставляет возможность простого создания твердотельных объектов;
- И, конечно, Альфы(Alphas). По официальному определению, это карта интенсивности оттенков серого. В ней содержатся данные о высоте, глубине и смещении. По сути, это данные о рельефе. Или, если проще, объемный узор, который можно перенести на определенный участок, либо всю модель. В программе предусмотрена возможность создания собственных альф на основе рисунка, текстуры, модели, изображения и т.д.
В завершение
Конечно, наш обзор программы ZBrush очень поверхностный. Мы не раскрыли много важного об этой замечательной программе. Не рассказали об UV-маппинге, визуализации, о ретопологии и еще много о чем. С другой стороны, опиши мы все это, статья уже не была бы кратким обзором 🙂
Потому каждому новичку, желающему научиться работать в этом приложении, наш обзор программы ZBrush будет актуальным и поможет ознакомиться с базовым функционалом пакета. А тем, кто в обозримом будущем не планирует осваивать программу, рекомендуем заказывать 3D моделирование у профессионалов.
К примеру, специалисты нашей компании владеют различными пакетами для 3D моделирования и возьмутся за выполнение проектов любой сложности. Для заказа 3D модели и по другим вопросам обращайтесь к нам по телефону или электронной почте, указанным в разделе «Наши контакты». Также рекомендуем обратить внимание на другие наши услуги – 3D печать FDM и SLA, макетирование, прототипирование, 3D сканирование, цветную 3Д печать гипсом, мелкосерийное производство и многое другое. Будем рады сотрудничеству!